Писатель Михаил Харит состоялся в литературе в зрелом возрасте. Однако эта относительно короткая строка в его биографии – одна из самых ярких и необозначенных. В его жизни в принципе ой как непросто найти что-то серое и банальное. Вот только один пример: он совершал многочисленные экспедиции и участвовал в раскопках в странах Европы. Как архитектор Харит стал автором множества проектов, а также трёхтомной энциклопедии архитектуры. Будучи последовательным исследователем религий, он провёл изыскания, которые зафиксировал в книге «Тайны святых писаний. Комментарии к Библии с параллельными местами из Торы». В прозе Михаила Харита отчётливо видно, насколько сильно она пропитана его глубоким знанием и пониманием религиозных текстов. Двухтомная работа автора «Рыбари и виноградари» – настоящая теософско-культурологическая сага. Роман на 1400 страниц повествует о спасении человечества четырьмя представителями международной сети хранителей мира. Новая книга писателя «Карнавал Ар-Мегиддо» – продолжение литературного диалога Михаила Харита с читателями о природе божественного. Сборник содержит почти четыре десятка разноплановых текстов, поделённых на три большие части: малая проза, сказки и эссе. Первая часть – повести и рассказы автора разных лет. Некоторые из них образуют небольшие циклы. В каждом истории объединены некой общей реальностью, с которой герои в большей или меньшей степени соприкасаются. «Карнавал Ар-Мегиддо» – название не только сборника, но и одного из представленных в нём циклов и одноимённого рассказа. Это отсылка к легендарному месту Мегиддо на горе Ар в Израиле, арене финальной битвы добра со злом, описанной в Апокалипсисе Иоанна Богослова. «Сегодняшняя ситуация на планете похожа на безумный карнавал именно в этом месте» – и с этими словами писателя сложно не согласиться. Тут важно напомнить, что для автора «Рыбарей и виноградарей» нет табуированных тем, будь то разговоры о плотских наслаждениях или о несовершенстве божественного. Смелость говорить даже на сложные темы сделала этот цикл особенно интересным. Харит превращает в весьма иллюзорную грань между небесным и материальным, рациональным и иррациональным, греховным и священным. Это позволяет читателю увидеть собственную действительность в совершенно ином свете. Чтение «Карнавала» хочется сравнить с исследованием Мирового океана. Приступая к нему, не стоит самонадеянно кидаться в омут из авторских замыслов, образов, метафор и аллегорий. Их давление, как в океанской толще, может попросту перегрузить ваше восприятие. Поэтому погружайтесь в тексты Харита постепенно. Облегчают эту задачу авторский слог, житейский юмор и отсутствие пафоса, присущее некоторым представителям философской прозы: «Рассуждения жены о космическом разуме были непонятны. Максим не верил в Бога. И гордился этим. Даже если Господь существует, он наверняка предпочитает атеистов – они ничего не просят. Плохо одно: вдруг дьявол тоже атеист. Тогда его не возьмёт ни крест, ни молитва». В рассказах и повестях Харита нет героев с большой буквы – они просто люди, чьи жизни самые банальные в масштабах Вселенной. Всё меняется словно по щелчку, когда герои соприкасаются с закулисьем нашего мира. Одни превращаются в его пленников или игрушки, как это происходит с воровкой в «Хозяине дома» и «Корректировке». Другие же становятся его своеобразными друзьями и помощниками, как это случилось с героем повести «Настройщик» и «Истории с привидением». Вторая часть – самая большая загадка книги. И тут не обошлось без не менее таинственного романа Харита «Рыбари и виноградари». В нём один из героев нашёл тайник с тетрадью его деда-волшебника. Там были записаны сочинённые им сказки. Однажды автору пришло письмо, содержащее ту самую «тайную тетрадь». Это не иначе как подарок мироздания, которым не стоит пренебрегать. Вас не должна обмануть сказительная форма произведений в части «Тайная тетрадь. Сказки ангелов и демонов». Они предназначены для взрослых, склонных к рефлексии людей. Книга «Карнавал Ар-Мегиддо» вновь и вновь даёт понять, что творчество Михаила Харита – не исследованный до конца океан. В нём читатель находит место для сомнений, толкований и интерпретаций. Не важно, что вы откроете: эссе, мистическую повесть или реалистичный рассказ, – все они многолики. Одни из них заставляют возвращаться к ним снова и снова, другие же отталкивают. Поэтому не каждый выдержит подобные читательские американские горки. Малая проза Харита – поистине микрокосм нашего макрокосма: мы не всё принимаем и понимаем, не во всём видим логику и значимость. Важно просто признать, что «мироздание по своей сути загадочно, а объяснения убивают живую реальность». Читайте также рецензию на первую и вторую части дилогии «Рыбари и виноградари». Её и другие книги автора вы можете найти на его сайте.