Сказки народов мира

Закажи книгу, где твой ребёнок будет главным героем!

Сказки Австралии

В мифах мункан, как и в других австралийских мифах, отсутствуют прямые сформулированные в виде назиданий или поучений моральные установления или правила, регулирующие взаимоотношения людей. Мифы лишены моральной тенденциозности в развитии и завершении сюжетов. В них нет ни осуждения, ни одобрения поступков действующих лиц. Отсутствует довольно распространенный в фольклоре прием выражения отношения рассказчиков к происходящим событиям в виде конечного результата сюжета — победы доброго начала над злым, того, что считается правильным, над тем, что считается неправильным. Отсутствуют моральные оценки или характеристики действующих лиц (злой, добрый, хороший, плохой и т. п.). Видимо, это объясняется тем, что у создателей мифов мораль как совокупность идеологических отвлеченных представлений о добре и зле, о правильном и неправильном в сфере непосредственных отношений между людьми, как комплекс определенным образом сформулированных обязательных правил почти не развита. Известно, что у аборигенов существует ряд жестких правил и предписаний, связанных с религиозно-обрядовой сферой деятельности, с различными табуациями и суевериями.

И эти правила и предписания, хорошо изученные этнографами, находят отражение в мифах мункан и в виде прямых внушений (например, как вести себя возле тотемического центра), и в виде назиданий, заключенных в развитии сюжета. Например, история о том, как летающие лисицы утащили двух юношей, нарушивших строгие пищевые запреты (№ 28), представляет собой прямолинейное откровенное назидание. Подобным способом аборигены пугают детей в сказках, специально рассказываемых, чтобы заставить детей слушаться старших.