Сказки народов мира

Закажи книгу, где твой ребёнок будет главным героем!

Африка Содержание

Сказки и мифы народов Африки

Зять

У одного старика была единственная дочь. Звали ее Сангба. Девушка была очень красива, и не было такого юноши, который не мечтал бы стать ее мужем.
Но как только очередной искатель руки Сангбы приходил к отцу девушки, тот всегда говорил одно и то же: «Приведи мне живого оленя, и ты получишь Сангбу».
Шуточное ли дело — поймать оленя! Это странное условие у яногих женихов тут же отбивало охоту жениться на красавице. Некоторые, правда, рассчитывая на свое охотничье мастерство и быстрые ноги, пытались поймать оленя — да куда там! И они тоже ухо­дили ни с чем.
Однажды двое друзей из дальней деревни, Ньила и Сефу, тоже решили попытать счастья и пришли к старику.
— Зачем вы пришли ко мне? — спросил их отец Сангбы. Ньила выступил вперед и ответил:
— Я пришел просить руки твоей дочери.
— Я тоже хотел бы жениться на Сангбе,— сказал, в свою очередь, Сефу. Тогда старик сказал им:
— Вас двое, а Сангба у меня одна. Ее получит тот, кто первым приведет мне живого оленя.
И вот оба юноши отправились в лес. Они долго бродили в зарослях и наконец увидели бегущего оленя. Они тотчас погнались за ним что было сил. Сефу был не такой быстроногий, как Ньила. Вскоре он отстал и, обессиленный, присел иод деревом. «Нет, эта погоня не для меня! — подумал он.— Так истязать себя ради женщины! Да и что, разве на Сангбе свет кли­ном сошелся? Есть много других красивых девушек, которых можно взять в жены без особого труда. И к тому же, что за способ добиваться руки девушки — погоня за оленем? Никогда раньше я не слышал ни о чем подобном. Нет, я не встану с этого места даже ради всех красавиц мира! Я останусь здесь и буду ждать Ньилу».
Вскоре Сефу уснул, а когда проснулся, то увидел своего друга. Ньила приближался к нему, а за его спиной лежал связанный живой олень! Ньяла ликовал.
— Вот он, олень! Теперь Сангба моя! Я готов был оставаться в лесу несколько дней, лишь бы добыть этого оленя — так мне нравится Сангба! И вот оба друга вернулись в деревню и с торжеством отдали оленя отцу Сангбы.
Он распорядился убить оленя и приготовить мясо, а потом пригласил друзей, сказав:
— Вот ваш олень. Ешьте на здоровье. А потом мы погово­рим о Сангбе. Когда они поели, старик собрал совет старейшин и сказал:
— Все вы знаете, что моя единственная дочь Саигба для меня дороже жизни.  Поэтому я хочу, чтобы ее муж был добрым и мужественным. Эти двое юношей пришли ко мне и попросили руки моей дочери. Я сказал им свое условие: Сангба станет женой того, кто принесет мне живого оленя. И вот они исполнили это условие и принесли мне оленя. Но его поймал кто-то один. Почему же другой не смог сделать этого? Старейшины моей деревни! Я обращаюсь к вам. Представьте, что Сангба — ваша дочь, и выберите ей мужа среди этих юношей.
Тогда старейшины обратились к юношам.
— Вы пришли вместе, и оба просили руки девушки. Почему же теперь только один из вас принес живого оленя?
Первым заговорил Ньила.
— Мы оба отправились в лес и стали искать оленя. Когда мы увидели его, то погнались за ним вместе. Но вскоре Сефу прекратил погоню, а я был так очарован красотой Сангбы, что продолжал. гнаться за оленем, пока не настиг его. Я связал оленя, взвалил на плечи и вернулся к другу, на то место, где оп ждал меня.
Теперь он пришел со мной просто как друг.
Потом заговорил Сефу:
— Я никогда не слышал о таком обычае — поймать живого оленя, чтобы взять себе жену. Но Сангба мне понравилась, и я решил попытать счастья. Я отправился вместе с Ньилой за оле­нем, но нам пришлось так долго бежать, что я устал.
Тогда я остановился и подумал: «Стоит ли бежать сломя голову? Жен­щин хватает,  и я смогу получить любую красавицу гораздо проще, чем Сангбу!» Поэтому я присел под деревом и стал дожидаться Ньилу. И сейчас я пришел с ним просто как его друг. А дочь твоя мне не нужна.
Выслушав обоих друзей, старейшины посоветовались и ре­шили:
— Мужем Сангбы будет Сефу, который прекратил погоню и не поймал оленя. Нам не нужен такой зять, как Ньила, кото­рый принес оленя. Он не остановится ни перед чем, пока не достигнет своей цели. Если он решит убить, то убьет и не станет слушаться ничьих советов. Мы отдадим за него Сангбу, а она сделает что-нибудь не так, и тогда Ньила будет бить ее и не послушается никого, кто добр к ней.  Нет, мы не хотим такого зятя. А Сефу — подходящий человек. Он будет слу­шаться нас. А если ему вздумается наказать Сангбу за что-ни­будь, он прислушается к нашим словам и успокоится, даже если его гнев будет велик. Сефу будет добрым и
послушным зятем, поэтому оп станет мужем Сангбы.

 
Африка Содержание