Сказки народов мира

Закажи книгу, где твой ребёнок будет главным героем!

Сказки и мифы Австралии

Моипаки, муж и жена


Гуделки м о и п а к и символизируют мужское и женское начала. Две женские мойпаки имеют форму листа, они больше, чем пака пака. Одна из них, с белыми пятнами по красному фону, представляет замужнюю жен­щину, у которой еще нет детей (уантья п и а н), другая, красная с белыми полосками,— женщину, родившую ребенка,-мать (ката). Мужская моипака имеет фаллическую форму и представляет мужа. Мужская и женская мои-ммки вместе символизируют брак и семью. Вращение мойпаки уантья пиан — привилегия женатых мужчин, а моипаку ката разрешается вращать только мужчинам, ставшим отцами. Ее вращают. во время обряда «первого рождения».

Эта история рассказана Араманом, который рассказал также и истории о Панганамаке, мужчине, сделавшем из глины первого ребенка.

Когда-то две Моипаки были мужем и женой. Как и положено по обычаю, муж шел впереди, а жена следовала за ним. Они вдвоем сделали ребенка, которого женщина носила внутри. Постепенно ребенок становился все больше и наконец родился.
Теперь мать и ребенок живут отдельно неподалеку от мужа Муж идет искать корни ямса. Он сам, своими руками выкапы| вает источник воды. Печет ямс в золе, потом вынимает его кладет на землю недалеко от жены, чтобы она могла взять его Несколько штук он берет себе и ест. Отец и мать не должны есть зяясо, когда у них только что родился ребенок, иначе он ослабев и умрет.
Женщина все время живет отдельно, пока ребенок не стане побольше и кожа его не сделается коричневой. Тогда она говс рит об этом мужу.
Мужчина спускается к реке за рыбой. Он убивает копьем несколько рыб и идет в тень на берегу. Разводит огонь, отрывает головы у рыб, кладет их в золу, затем переворачивает и ест Потом он бежит, сдирает кусок коры чайного дерева и несколь ко тонких полосок коры зеленого кустарника. Кладет рыбу на кору чайного дерева, заворачивает ее и перевязывает полоскам коры кустарника. Возвращается к себе на стоянку, ставит коп и подвешивает на дереве сверток с рыбой (чтобы уберечь ее собак и других животных). Потом бежит за дровами, собирав их, бросает на землю, разводит огонь. Ложится, устраиваясь ночь.
На рассвете он снимает рыбу с дерева и ест. И он, и его жена — оба едят рыбу.
—  Ну, теперь пойдем дальше!— говорит муж.
Они идут на юг. Он спускается к реке и бьет копьем рыбу, женщина с ребенком идет поверху   вдоль берега. Потом и он поднимается, находит тенистое место.
—  Давай сядем здесь и приготовим нашу рыбу! Женщина собирает немного дров, чтобы приготовить они разжигают костер и готовят. Пока они готовят, ребенок  лежит и спит. Они едят рыбу.
—  Здесь нет коры чайного дерева — во что мы завернем нг шу рыбу?
—  Мы возьмем траву!
Они перевязывают рыбу травой.
—  Ты неси ребенка, а я понесу рыбу и копья!— говорит муэ
Они опять идут. Позже они делают стоянку. Женщина бежит за дровами, приносит их на голове и сваливает на землю. Затем она раскладывает дрова для костра мужа и своего. Костер му­жа она делает с южной стороны, а свой — с северной. Ребенок лежит посередине. Ближе к вечеру они едят рыбу. Когда солнце заходит, они ложатся. Они лежат и болтают о том о сем, пока не засыпают. Ночью огонь гаснет. Женщина встает и идет набрать еще дров, снова разводит костер. Потом она ложится на свое место и опять засыпает. Кричит пересмешник. Восходящее солнце освещает их, лежащих там. Солнце взошло. Они все еще спят.
Скоро полдень, они говорят:
—  Что мы будем делать теперь?
—  Давай останемся и здесь устроим свой дом!
Они сидят рядом, скрестив ноги. Ребенок лежит на коленях отца.
—  Сейчас вот так мы уйдем вниз!— они говорят.
Прямо так, как они сидели, они ушли, эти две Моипаки, муж и жена. Они сказали:
—  Здесь мы спустимся вниз! Пупийанга (место палочек для разведения огня) будет называться это место!
Там, в Пупийанга, теперь большое болото. Вик-калкан называют его Кунинга. Это Моипакаува, оно находится на земле пле­мени внк-калкан.
Таким образом, истории о гуделках как бы составляют особый цикл: они показывают различные стадии, которые проходят мужчина и женщина о своих взаимоотношениях.