Сказки народов мира

Закажи книгу, где твой ребёнок будет главным героем!

Сказки и мифы Австралии

три лилии

За полосой тропических зарослей, обрамляющих берег залива Карпентария, простираются открытые равнины. В сезон дождей реки и ручьи, текущие по равнинам к морю, разливаются и наполняют водой многочисленные лагуны и болота. Зимой лагуны покрываются ковром больших голубых водяных лилий (май умпийа). Люди, живущие на песчаном берегу и в прилегающих к побережью районах, собираются вокруг лагун и устраивают стоянки. Женщины подолгу бродят по пояс в воде, ищут на дне корни лилий и собирают семена, наполняют доверху свои плетеные сумки и возвращаются домой, увешанные стеблями с голубыми цветами лилий. Стебли едят сырыми, а корни и семена жарят в земляной печи. Когда на поверхности воды появляются первые лилии, люди из клана водяной лилии собирают корни и жарят их в земляной печи на обломках термитника. Приготовленные корни не едят, а оставляют на земле около аува пулваийа (водяных лилий), чтобы вода во время разлива смыла их. Этот обряд приготовления корней первых водяных лилий должен напомнить пулваийа-лилиям о людях (их «детях») и магически обеспечить обилие лилий в наступающем сезоне. Во время разливов вода выносит в море старые корни лилий, а крепкие молодые корни остаются на месте. Семена тоже смываются водой в разлив И,попадают в другие лагуны и реки. Все это нашло отражение в предлагаемых историях.
Маленькая голубая водяная лилия (май а р и к а) растет на болотах О внутренних районах полуострова, в верховьях рек.
Для каждого из видов водяных лилий существуют особые названия, употребляющиеся для обозначения всего растения в целом, но иногда этим же словом называют и корни лилий, которые особенно ценятся. Для обозначения других частей растения (стеблей, семян и т. д.) имеются специальные термины. Аува водяной лилии называется тем же словом, что и все растение в целом.
В приведенной ниже истории одно растение водянвй лилии представляется большим дружным семейством: мать, отец, старший сын, младшие дети и даже еще не родившиеся дети; каждая часть растения олицетворяет одного из членов семьи. Лагуны по рекам Утин (йонгка), Кендл и Голройд, покрытые ковром нежно-голубых лилий и отражающие своей спокойной поверхностью голубизну неба, удивительно красивы и безмятежны. Такими же ясными и счастливыми были семейные отношения первых водяных лилий. Историю о них рассказал Араман из племени вик-калкак.
Когда-то Man Тумпа, стебель большой голубой водяной лилии (май умпийи) е распустившимся цветком (кота) и со стручком, в котором лежат семена (вума), был мужчиной. А Май Туа, большой корень водяной лилии, была женщиной, женой Май Тумпы. Маленькие съедобные корни (май катта) были их многочисленными детьми, а крошечные отростки на
большом корне-матери были еще не родившимися детьми. И, наконец, второй короткий стебель с бутоном (май моркана) был их старшим сыном. Все они жили на реке Утик, у большой лагуны. Май Арика, корень маленькой болотной водяной лилии, и ее муж Май Пикала, стебель с цветком, жили у болота, в верховьях реки. Однажды Май Арика отправилась вниз по реке к песчаному берегу. Когда она проходила мимо стоянки больших водяных лилий, между нею и Май Туой произошла ссора. Май Туа сказала:
— Это мое место! Ты не можешь ходить здесь! Она загораживает дорогу Май Арнке. Они дерутся.
— Уходи обратно!
Они продолжают драться. Май Арика бьет Май Туу палкой-копалкой по голове. Кровь льется из раны. Испугавшись, Май Арика бежит назад в верховья реки. Май Туа пошла в заросли около песчаного берега. Ее муж увидел кровь.
— Откуда у тебя кровь?
— Май Арика ударила меня по голове!
Муж сказал:
— Теперь она со страху убежала слишком далеко, я не смогу догнать ее. Но если она опять придет сюда, я проткну ее копьем! Все они ложатся спать: Май Умпийа Туа, корень лилии, Май Тумпа, ее муж, стебель, ее сын Май Моркана, стебель с бутолом. Когда взошло солнце, они перебрались в тень. Жена лежала на земле: у нее болела голова от удара палкой. Муж и сын отправились охотиться... Муж приносит на стоянку рыбу.
— О отец! Прекрасная рыба!—Дети очень рады.
Младший сын подходит к стоянке. Он несет валлаби.
— Выкопайте яму, я изжарю валлаби на термитнике.
Он вынимает из валлаби кишки, топкие, потом толстые. Пока валлаби готовится в земляной печи, все они едят рыбу, которую принес отец. Теперь вынимают валлаби: снимают кору, которой он был закрыт, поднимают тушку, кладут в корытце из коры. Сдирают шкуру. Дети объедают мясо со шкуры. Палкой соскребают оставшиеся на шкуре кусочки мяса, один кусок, потом другой, отдирают их, отдирают, отдирают. Теперь взрослые отрезают одну ногу, потом другую. Вот они отламывают ребра от позвоночника. Сын дает одну переднюю ногу и ребра матери, отцу он дает заднюю часть спины с хвостом. Одному из маленьких детей он дает ногу. Остальное ест сам. Мать отдает часть своей доли младшим детям. Все едят, затем подвешивают на дереве то, что осталось, это они съедят потом. Теперь все они спят.


Продолжение »