Сказки народов мира

Закажи книгу, где твой ребёнок будет главным героем!

Сказки и мифы Австралии

Гуделки

Следующие истории рассказывают о происхождении и употреблении гуделок, различающихся по размерам и функциям. Две из них, мойа и пакапака, употребляются в племени вик-мункан, а две другие, моипакн женская и мужская,— в племени виккалкан.
Мойа символизирует молодую девушку, только вступающую в возраст половой зрелости,— к о м а н а н ь ю. Это маленькая, плоская, имеющая форму листа деревянная дощечка, к которой привязана веревка.. Ее вращают инициируемые юноши (утьана) в конце первой части у т ь а нам, или пер­вой церемонии инициации. Пакапака представляет вполне созревшую девушку (коман). Это более широкая и длинная дощечка, по форме напоминающая язык, разрисованная красной и белой глиной; к ней также привязана ве­ревка. Ее вращают инициируемые юноши в заключение церемонии утьанам.
История о двух утьана, нарушивших строгие запреты, и о первой гуделке, моне, изображается в нескольких обрядах. В одном из них показана де­вушка, вращающая мойю. На земле лежат люди — это те, которые уже «ушли вниз», под воду. В стороне сидит Май Корпи, или Контутан, принадле­жащая к тому же клану, и готовит муку из семян мангрового дерева. Другой обряд изображает двух утьана. Они стоят, взявшись за руки, в то время как коман вращает пакапаку. На груди изображающего кбман нарисованы белой глиной круги. Они символизируют женственность. Красная глина на телах утьана — это красный цвет летающих лисиц, а белая глина — ил, которым утьана обмазались, чтобы летающие лисицы не увидели их и не почувствовали их запах, когда утьана подкрадываются к ним в мангровых зарослях. Это традиционная сценка, разыгрываемая для инициируемых во время церемонии утьанам.
Эти обряды — часть церемоний инициации, когда мальчики, вступающие в период полового развития, отделяются от женщин, с которыми они до сих лор проводили большую часть времени, и им запрещается говорить с женщиной.
Очевидно, к тотемической группе Май Корпи — плодов мангрового дерева.
к тинами и брать у них еду, пока церемонии не закончатся. Девочки также изолируются с появлением первых признаков половой зрелости. На взанмоотношения юношей и девушек в этот период накладываются строгие запреты. Во время инициации мальчики подвергаются тяжелым испытаниям и при­ручаются к жизни самостоятельных мужчин-охотников. Еду, добытую на охоте, они отдают старшим мужчинам, сами же едят только определенные виды пищи, большая часть пищи — строгое табу для них.
Историю о том, как утьана и коман были наказаны за непослушание, В рассказал Бамбеган. На его земле находится аувамойи н пакапакн. Эпизод, котором девушки находят мойю после того, как они нарушили табу, заговорив с инициируемыми и разделив с ними запретную еду, символизирует робуждение взаимного влечения юношей и девушек в период наступления половой зрелости.
Однажды мужчины расположились большим лагерем и устроили утьанам, или первую церемонию инициации мальчиков. Это было в Канинга, на северном берегу реки Уатсон, прито­рна реки Арчер, там, где обычно проводится утьанам. Потом церемония закончилась, все очень устали и проспали всю ночь. На следующий день они перебрались на другой берег реки и переночевали в Путьинга.
Утром двое юношей, проходивших посвящение, берут свои бамбуковые копья. Старшие мужчины видят это и спрашивают, куда они собрались, напоминая им, что мясо игуаны, бандикута, йлетающей лисицы, журавля, эму и валлаби — запретная еда для них. Юноши отвечают, что будут охотиться только на черного ибиса.
Они плывут на лодке вверх по реке. Высаживаются в местности, называемой Калабин, где растут мангровые деревья; в мангровых зарослях живут летающие лисицы.
— Здесь есть летающие лисицы! Вдоволь для нас обоих! Это подходящее место для стоянки. Давай наши палки для разведения огня! Разожжем костер!
Разложив костер, они поднимают с земли дубинки, берут по два бамбуковых копья и опускаются к реке. Сталкивают в воду лодку из коры и переправляются на другой берег.
—  Там две девушки!
Юноши смотрят. Они видят, как две девушки плавают в реке у противоположного берега. Их родители ушли искать пищу,, а они остались.
—  Куда вы идете?— опрашивают девушки.
—  Охотиться на летающих лисиц в мангровые заросли!
—  Мы пойдем с вами и поможем вам! Они уходят вместе.
Они выходят из зарослей, неся множество летающих лисиц, Юноши несут всю свою добычу. Они делятся ею с девушками.
—  Вот эти вам! А теперь мы пойдем, мы вдвоем!—говорят они.
—  Хорошо,— говорят девушки.


Продолжение »