Сказки народов мира

Закажи книгу, где твой ребёнок будет главным героем!

Сказки и мифы Австралии

Мин Монти, аисты

Мин Монти, ябиру (местная разновидность аиста), часто встречается в верховьях реки Арчер. Он питается рыбой, которую ловит на отмелях в реке и в биллабонгах. У него радужное оперение и длинные красные ноги. Двигается он важно, грациозно и очень красив как в полете, так и в ходьбе.
В истории об аистах, .муже и жене, повадки и характерные черты образа жизни этих птиц переплетаются со многими особенностями быта аборигенов, населяющих верховья реки Арчер. Например, подмостки для сна в рассказе символизируют птичье гнездо на дереве.
Историю рассказал Кумита, уроженец этих краев.
Мин Монти, аисты, были когда-то людьми — мужем и же­ной. Они жили в Поийа.
Однажды они пошли вверх по реке на восток. Он охотился на эму и убил его. Они подняли эму с земли и стали жарить в земляной печи на термитнике. Только мясо на груди они перед этим вырезали и поджарили на костре.
Вот эму жарится в земляной печи. Теперь они раскрывают печь, сбрасывают кору, которой был прикрыт эму, вынимают куски термитника, уложенные вокруг туши, сначала отрезают ноги целиком, затем их верхнюю часть и снова кладут ноги в печь дожариваться, потом вынимают, дают им остыть.
Делают корытце из коры эвкалипта, чтобы нести в нем мясо. Несут его на головах. Идут и идут на восток вверх по реке.
Наконец говорят:
—  Давай отдохнем здесь!
Они собирают дрова, очищают площадку земли от травы и сухих веток, разводят костры.
—  Давай есть! Мы голодны!
Они едят мясо, часть его подвешивают на дереве. Ложатся спать.
—  Уже день! Теперь встаем! Они сидят там утром и едят мясо.
—  Теперь пойдем!— говорит муж жене.— Мы пойдем в дру­гое место!
Они идут. Спускаются к реке и идут вдоль реки. Идут. Под­ходят к лагуне.
—  Давай остановимся здесь и будем собирать корни водяной лилии!
Потом они пекут мелкие корни на костре, большие кладут на термитник и готовят их в земляной печи. Расчищают место. Тщательно подметают землю, разводят два костра. Вечером едят корни.
—  Теперь ляжем и будем спать! Скоро будет темно! Они ложатся и спят.
Они просыпаются и видят, что день уже давно наступил. Едят корни белой водяной лилии.
—  Теперь идем!— говорит он ей.
вырезают еще.
Они идут. Видят другую лагуну с водяными лилиями. Семе­на лилий созрели.
—  Давай собирать семена!
Они плавают и собирают. Плавают и собирают.
—  Ну, пойдем!— говорит мужчина.
—  Нет, приготовим их здесь!— говорит женщина.
Они собирают дрова, чтобы испечь семена в золе. Они едят семена.
—  Теперь идем!— говорит мужчина. Они идут дальше. Идут и идут. Видят мед. Он   забирается
на дерево, чтобы достать   мед для нее.   Она   сидит   на зем­ле. Мужчина вырезает соты, они падают вниз. Жена подбирает их.
—  Как много меда внутри!— кричит она. Они складывают соты в корытце из коры,
—  Ну, понесем все это с собой!
Она несет корытце с сотами на голове. Теперь они идут, идут опять, все дальше и дальше, они идут на другую землю. Идут вдоль реки.
—  Остановимся здесь!— говорит он ей.
Они садятся там и разводят костры. Ложатся спать ночью.
—  Теперь пойдем!— говорит он ей.
Они идут. Он бьет копьем рыбу, и они оба несут эту рыбу. Собирают корни белой водяной лилии.
—  Мы остановимся здесь и приготовим корни и рыбу! Они пекут корни и жарят рыбу.
—  Я голоден, давай вынимать корни!
Они вынимают корни из горячей золы и едят их. Те, что ос­тались, складывают в сумки, чтобы съесть потом. Рыбу заво­рачивают в кору чайного дерева.
—  Теперь пойдем на стоянку! Они идут обратно вниз по реке.
—  Мы остановимся здесь!— говорит он ей.
Они расчищают место, раскладывают костры, подметают землю, едят рыбу, ложатся. Темнота накрывает их.
—  Давай спать!— говорит он ей. Они лежат там и спят.
—  Теперь пойдем!
Они идут обратно, на запад, вниз по реке. Оба бьют копья­ми рыбу по пути. Приходят в Поийа, на свою землю.
—  Давай приготовим рыбу!
Они готовят рыбу там, в Поийа. Сидят и ждут, пока рыба поджарится, снимают ее с огня на термитнике;
—  Я голоден! Давай есть!
Они едят рыбу. Потом просто сидят. Затем раскладывают на земле куски коры и спят на них. Они остаются в Поийа на некоторое время.
—  А теперь пойдем, ты и я! Они идут вниз по реке.
—  Давай расчистим место прямо здесь!
Они садятся там и готовят свою рыбу на костре — Я голодна! Давай есть здесь! Это хорошее место! — гово­рит женщина. — Останемся здесь насовсем! Сделаем подмостки, чтобы спать.
Они устанавливают высокие рогатины, кладут на них длин­ные жерди, а между ними укладывают жерди поменьше, крест-накрест. Так у них получились прекрасные подмостки для сна. Они садятся под этими подмостками в тени. Он делает длин­ное копье с одним наконечником и прикрепляет к нему зубец из кости валлаби. Потом берет красную глину, чтобы натереть ею копья. Он мажет копья глиной, положив их себе на колени. Ноги его в глине;
—  Не нужно красить ноги! Скоро они станут совсем крас­ными!— говорит жена.
—  Ничего, жена! Мои ноги не будут красными! И он продолжает мазать копья.
—  Ну, послушай, муж! Хватит, вставай!
—  Нет, я не могу  встать, жена!  Оставь меня!  Я буду си­деть, где сижу! — Он продолжает сидеть там.
Жена тянет его за руку:
—  Ну, давай же! Быстрее вставай!
Она дергает его за руку — и рука ломается. Она чуть было совсем не выдернула ему руку. Она смотрит на подмостки над его головой и говорит:
—  Ты и я поднимемся на подмостки и останемся там навсег­да!
—  Жена! Я не могу встать!
—  Тогда я оставлю тебя здесь и впрыгну в ворпа («гнездо) одна!
Ее муж стал спускаться в землю там, где сидел. Там, в су­хом месте на берегу реки, он ушел в аува один. Его жена прыгает в гнездо.
—  То! То! То! То! То! — кричит она. — Он сделал себе аува в земле. А я, его жена, сделаю себе аува здесь, в гнезде! Те, кто будет ходить по этой земле, как ходили мы, будут называть это место Ворпаува — «место гнезда».
И теперь у аиста красные ноги, а жена его, аистиха, одна вьет себе гнездо на дереве.