Сказки народов мира

Закажи книгу, где твой ребёнок будет главным героем!

Сказки и мифы Австралии

Эму и журавли

Этот сюжет распространен в Австралии повсюду, где встречаются жу-травли и эму .
Аува эму находится на реке Арчер, а аува журавля — на реке Голройд, на землях, принадлежащих разным половинам племени викмункан. И сами эти птицы — по классификации аборигенов, которая включает не только лю­дей, но и все живые существа и даже предметы окружающего мира,— принадлежат к разным половинам. Может быть, также и в этом, а не только в том, что у одной из птиц больше птенцов, чем у другой, аборигены видят причины взаимной враждебности пулваийа эму и журавля.
Когда-то Мин Атьимба, эму, были мужчиной и женщиной, мужем и женой. У них было только двое детей — остальных они потеряли, потому что плохо заботились о них. А у Мин Кора, мужа и жены, журавлей, было много детей.
Мать-эму пришла посмотреть на детей Мин Коры. Потом она ушла домой. Там они с мужем приготовили место для ночлега и легли спать.
Очень рано на следующее утро они уже были на ногах. Мин Кора, мать-журавль, пришла к ним. Она сказала матери эму:
—  Не посмотришь ли ты за нашими детьми? Я хочу пойти за смолой железного дерева!
—Хорошо!—сказала мать-эму.
Мин Кора, муж и жена, ушли.
Мать-эму сказала:
—  Муж! У нас только   двое   детей, а у тех двоих   их так много!
Они стали говорить об этом.
—  Мы с тобой вырастили только двоих детей. Давай спрячем ее детей!
Журавли нашли смолу железного дерева. Расплавили её на костре.
— Теперь пойдем обратно!
Они подходят к стоянке эму.
—  Муж! Куда подевались наши дети?— Не знаю!
Они ищут везде. Спрашивают у эму:— Вы не видели наших детей?
—  Дети играли здесь только что!
—  Ты спрятала моих детей!
—  И не думала их прятать! Их было всего двое!
—  Нгкор! Нгкор! Нгкор!— кричит мать-журавль. Они рас­чищают место и ложатся спать на отдельной стоянке.
Утром они встают. Обмазываются глиной.
—  Эму спрятали наших детей! Они уходят.
—  Куда вы идете?— говорят им эму.
—  Мы идем за смолой железного дерева!
Они находят смолу. Женщина разводит костер. Они нагре­вают куски застывшей смолы, потом бьют их колотушкой, что­бы они были ровными и плоскими.
—  Теперь пойдем!
Они идут. Приходят обратно на стоянку. Смотрят на эму. Эму крепко спят. Журавли разводят огонь.
—  Мы обожжем их!
Они расплавили смолу на костре. Тип! Облили обоих эму го­рячей смолой.
—  Иа-а-а!— кричали эму.
Журавли убежали прочь, Мин Атьимба погнался за ними с дубинкой...
Эму обливаются водой. Не помогает! Вата, ворона, сказала:
—  Погодите, дайте мне взглянуть! Э! Э! Надо    бежать в верховье реки, в место ворон — Ватаува. Там хороший врачева­тель!
Много ворон отправилось в Ватаува за лекарем. В пути онв переночевали только один раз...
Вата, ворона-лекарь, сказал:
—  Я возьму с собой эту кость, она мне понадобится!
—  Да! Бери ее! Идем скорее в низовье реки! Они ушли...
—  Сюда идет искусный врачеватель! Все садятся.
—  Ну так! Дайте-ка я теперь посмотрю!
—  Вот так! Вот сюда коли!— говорит одна ворона;. Вата-лекарь колет.
—  Иа!—кричит эму.
Ворона-лекарь сжимает больное место и промывает его во­дой.
—  Нго! — сказал эму.— Скоро я буду совсем здоров! Я чув­ствую   себя   уже лучше!   Я пойду вверх   по реке   за красной смолой!
Он пошел вверх по реке и нашел красную смолу. Потом по­шел назад, сделал стоянку по пути.
На следующий день он встал и пошел дальше. Он нашел жу­равлей спящими на своей стоянке.
—  Так, вы спите здесь?
Мин Кора будит мужа и заставляет его встать:
—  Мин Атьимба идет сюда! Эму говорит:
Что за люди устроили здесь  стоянку? Я остановлюсь здесь! Здесь много журавлей!
Эму говорит про себя: «Теперь эти двое спят. Я полью им головы красную смолу!»
Тип! Он обжигает их. Журавли прыгают то на одной ноге, на другой и кричат:
— Нгкор! Нгкор! Нгкор!
Эму убегает в верховье реки. Там он и его жена ищут себе «сто.
—  Вот прекрасное место! Уйдем вниз здесь!
Там они ушли вниз, в Атьимпаува («месте эму»), говоря
—  Каждый из вас, приходя в это место и стуча палками по деревьям, будет «вызывать» эму из аува. Тогда эму во множест­ве будут появляться повсюду и у всех у вас будет мясо!
А журавли, прыгая и крича от боли, продавили  землю во Многих местах и сделали болота и лагуны — много лагун. И теперь у журавля красное пятно на голове, оттого что Эму облил его смолой. И у журавля бывает только двое птенцов, потому что эму украли остальных. А птенцы эму теперь всегда прячутся при приближении человека, поэтому их  так трудно увидеть.